Neue Zürcher Zeitung (Швейцария): почему в Москве процветает каршеринг?

У московских водителей, не имеющих собственного автомобиля, выбор весьма богат: можно отправиться в путь на «Рено» (Renault) или на «Мерседесе» (Mercedes), на «Шкоде» (Skoda) или на «Хёндай» (Hyundai), а то и вовсе на «Порше» (Porsche). Когда выбор сделан, остается совсем немного: ткнуть пальцем в дисплей смартфона — и машина к вашим услугам. Тарификация осуществляется по минутам. Машины заправлены бензином и готовы к поездке. Доехав до места назначения, водитель может оставить автомобиль на любой общественной парковке по всему городу. При этом в распоряжении клиентов — более десяти компаний на рынке каршеринга. И количество автомобилей растет буквально день ото дня.

За минувший год оно практически утроилось: в конце 2018 года московский рынок каршеринга насчитывал порядка 16,5 тысяч машин, занимая второе место в мире после Токио. В этом году эта цифра станет еще больше. Московский департамент транспорта ожидает, что в городе ежегодно будут появляться по 5 тысяч новых «железных коней».

Каршеринг невероятно доступен

Удивительно, что именно в российской столице постоянно растет рынок каршеринга. Ведь любовь русских к собственным автомобилям буквально легендарна. Для многих россиян, живущих в маленьких квартирках, путь на работу — единственная возможность побыть наедине с собой. Автомобиль — своеобразное продолжение собственных четырех стен.

Как и во всем мире, успех новой мобильности оказался возможен благодаря изменениям в менталитете российского поколения «миллениалов». Для многих молодых жителей российских мегаполисов собственность играет менее существенную роль, чем для их родителей. Для этого поколения каршеринг может стать главным преимуществом: машины общего пользования беспрецедентно доступны, потому что конкуренция между участниками рынка весьма жестка: так, ключевой игрок «Яндекс-драйв» предлагает машины по цене всего 4 рубля 50 копеек в минуту. При этом в цену включена стоимость бензина, технического обслуживания и парковки.

У двух главных конкурентов «Яндекс-драйва», компаний «Белка» и «Делимобиль», цены существенно выше. В преимуществах каршеринга получил возможность убедиться, например, Вацлав Филатов. Этот молодой человек уже давно пользуется общественными автомобилями и говорит, что машину по всему городу можно найти легко и быстро. Это, по его словам, является большим преимуществом, когда, к примеру, надо встретиться с друзьями где-нибудь в баре. В таком случае можно взять машину и вовсе в складчину.

Запуск нового городского каршеринга Belkacar

Можно приехать на встречу на машине, а обратно уехать на такси. Многие москвичи предпочитают каршеринг при поездках в аэропорт. На месте можно просто оставить машину на парковке перед терминалом. Кроме того, благодаря каршерингу можно покататься на дорогих машинах, которые многие не могут себе позволить купить. А тем, кто хочет отправиться на дачу, некоторые компании предлагают выгодные тарифы на целый день.

Парковка — ключевой момент

Для многих москвичей очень важную роль играет парковка транспорта в городе. Мэр российской столицы Сергей Собянин поставил задачу сделать многомиллионный город удобным для жизни. Важным элементом ее решения является освобождение центра Москвы от транспорта. С этой целью Собянин распорядился организовать на многих улицах одностороннее движение, сократить количество рядов для транспорта, устроить пешеходные зоны и велодорожки. Но главным шагом в этом направлении стало введение дорогой платной парковки в центре города.

Недавно мэр обосновал эту меру тем, что значительная часть трафика в центре Москвы приходится на водителей, ищущих места для парковки. Эту проблему, по его словам, можно решить только тогда, когда появятся свободные парковочные места, а чем дороже будут тарифы на парковку, тем больше будет свободных мест. Кроме того, Собянин поддерживает компании, занимающиеся каршерингом, предоставляя им значительные скидки на парковку и специальные парковочные зоны поблизости от станций метро, где могут останавливаться только машины каршеринга.

КонтекстSuomen Kuvalehti: российские нелегальные такси ушли в историюSuomen Kuvalehti21.12.2018Helsingin Sanomat: Как получилось, что в Москве такси дешевле, чем метроHelsingin Sanomat24.10.2018The Marker: по Петербургу на общественном транспортеThe Marker26.05.2019Асахи симбун: Станция «Рассказовка» потрясла японцаAsahi Shimbun07.10.2018Эта масштабная кампания московского мэра началась за несколько недель до старта Чемпионата мира по футболу 2018 года. Перед столицей России стояла задача представить мундиаль в лучшем виде. Так, в преддверии турнира в Москве был открыт целый ряд новых станций метро, переоборудовали множество автобусных остановок. Кроме того, городские власти постарались избавить Москву от транзитного транспорта, построив новую кольцевую магистраль вокруг города. А там, где ощущается недостаток общественного транспорта, частью решения проблемы может стать именно каршеринг.

На московском рынке — одном из самых привлекательных во всем мире — работают более десяти компаний. Примечательно, что на нем отсутствуют иностранные игроки: тут нет ни фирмы Share Now (совместного предприятия BMW и Mercedes), ни американцев из Avis Budget Group. Это, вероятно, связано с весьма жесткой ценовой конкуренцией в Москве: каршеринг здесь, мягко говоря, не самый прибыльный бизнес.

Практически все расходы ложатся непосредственно на участников рынка. Им приходится брать машины в лизинг, оплачивать бензин, техническое обслуживание и страховку. Поскольку компаний на рынке очень много, главную роль играют именно клиенты, выбирающие машины, находящиеся поблизости. Так что участникам рынка приходится стремительно расти, чтобы выдержать конкуренцию. Когда в феврале 2018 года на рынок пришел состоятельный интернет-гигант Яндекс, этот бизнес серьезно изменился. Яндекс стремится подмять рынок под себя и постоянно снижает цены. При этом он следует успешной модели компании Amazon, чтобы любой ценой стать лидером рынка.

Американский интернет-ритейлер благодаря этой стратегии смог стать крупнейшим концерном в мире. Более мелкие игроки не смогли конкурировать с ним. Появление новых крупных игроков на рынке в 2018 году привело к продаже «пионера» московского рынка каршеринга, компании Anytime, конкурентам из «Делимобиль».

Запуск сервиса каршеринга «Делимобиль» в Санкт-Петербурге

Кэмпбелл Бетвейт (Campbell Bethwaite), директор инвестиционной компании Redstone, которой тогда принадлежала фирма Anytime, пояснил, что решение о выходе с рынка было принято по причине необходимости постоянных новых инвестиций. По его словам, отрасль каршеринга растет благодаря сетевому эффекту: чем больше машин имеет компания, тем больше преимуществ получат клиенты. Так что однажды возникла необходимость сделать выбор: либо расти дальше, либо покинуть рынок, признал Бетвейт.

Яндекс же стремится не просто стать лидером рынка, но и, когда ему удастся выдавить с рынка конкурентов, повысить цены — и получать еще больше прибыли. Российский технологический гигант объединяет в себе бизнес-модели Google, Uber и Amazon. Компания владеет самой популярной поисковой системой, крупнейшей в стране торговой интернет-площадкой и крупнейшей же службой такси. А благодаря приходу на рынок каршеринга Яндекс стал ключевым игроком московского рынка транспортных услуг.

Компания стремится держать клиентов внутри своего собственного мира: усаживаясь в каршеринговую машину Яндекса, клиент сразу включает онлайн-карты от Яндекса, может подключить музыкальное приложение и слушать в машине любимую музыку. Так что фирма получает от клиентов не только оплату, но и информацию о предпочтениях своих пользователей, которую она затем может использовать, предлагая им таргетированную рекламу. Так что у отрасли по-прежнему остается большой потенциал для роста. Ведь если задаться целью заменить в Москве каршеринговыми автомобилями половину частных машин, то получается, что расти этот рынок будет еще очень долго.

Источник: inosmi.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.