Popular Mechanics (США): СССР планировал создать суперподлодку, способную запускать ракеты и перевозить танки

Подводная лодка К-2 (судя по всему, речь идет о подводной лодке проекта П-2 1949 года — прим. ред.), представлявшая собой новое поколение подводных лодок Советского Союза, могла бы, в случае создания, применить многочисленные полученные технологии и превратить их в оружие, достойное злодеев из романов о Джеймсе Бонде. Эта суперподлодка могла бы иметь на своем борту как ракеты Фау-2 (V-2), так и небольшие субмарины, способные перевозить танки. Хотя подводные лодки К-2 так и не были построены, они позволяют бросить взгляд на грандиозные планы Советского Союза и самого Сталина, возникшие после победы в самой разрушительной войне в мировой истории.

После окончания Второй мировой войны и Соединенные Штаты, и Советский Союз активно занимались поисками немецких технологий в целом ряде военных областей, включая создание подводных лодок и ракетной техники. Американский проект, получивший название «Проект Скрепка» (Project Paperclip), реализовывался Союзническими силами в тот момент, когда они входили на территорию Франции и Голландии, а затем и самой Германии. В процессе его реализации захватывалась техническая документация, промышленное оборудование и даже ученые и инженеры, работавшие над секретными проектами.

В статье на веб-сайте «Коверт шорс» (Covert Shores) эксперт в области подводных лодок Эйч-Ай Саттон (HI Sutton) рассказывает о советских усилиях, направленных на использование захваченных технологий для строительства суперподлодки.

В 1949 году советские конструкторы предложили проект подводной лодки с использованием целого ряда полученных в то время технологий. В соответствии с предложенным проектом, эта субмарина, получившая название К-2, должна была иметь следующие характеристики: длинна 112 метров (367 футов), ширина 12,5 метра (41 фут), водоизмещение 5360 тонн. В результате по своим размерам она вполне могла бы быть в десять раз больше, чем подводные лодки военного времени, построенные всего четырьмя годами ранее. Подлодка К-2 должна была иметь экипаж из 100 человек, максимальную глубину погружения 200 метров (656 футов), а максимальную скорость в погруженном состоянии — 17 узлов.

Модель подлодки К-2

Отвечая на вопрос корреспондента журнала «Попьюлар меканикс» (Popular Mechanics), Саттон подчеркнул, что проект подводной лодки К-2 находился под большим влиянием революционной немецкой субмарины Тип-XXI (Typ XXI) времен Второй мировой войны. На тот момент это была самая современная подводная лодка, а ее чертежи и другие данные оказались в руках Советов.

Согласно проекту, К-2 была вооружена настолько, что это было уже на грани комичного. «Эта подлодка была гигантской для своего времени, — отмечает Саттон. — Она имела 16 торпедных аппаратов в трех отдельных торпедных секциях (две в носовой части, одна на корме), и все их можно было перезаряжать новыми торпедами. В то время подводные лодки Военно-морских сил США имели на своем борту лишь десять торпед, а более поздние американские атомные субмарины располагали всего четырьмя торпедными установками».

Каждый из торпедных аппаратов мог использовать торпеды ЭТ-46. Кроме того, на К-2 предполагалось установить 2 зенитные пушки (как 57-миллимектровые, так и 25-миллиметровые) для борьбы с противолодочными самолетами. Все это было достаточно обычным оснащением для подводных лодок конца 1940-х годов.

Удивительно то, что эти торпеды и пушки, на самом деле, были для подлодки К-2 второстепенным оружием. Основным вооружением для нее должны были стать как раз 12 баллистических ракет Р-1 (по кодификации НАТО SS-1 «Сканнер»), представлявшие собой копии немецкой ракеты Фау-2 и размещавшиеся в грузовом отсеке. В качестве альтернативного варианта в грузовом отсеке предполагалось также разместить 41 крылатую ракету 10Х (Swallow), которая представляла собой копию немецкой крылатой ракеты Фау-1. Кроме того, для совершенно иных целей в ней могли размещаться несколько малых подлодок с танками на борту для использования в ходе десантных операций.

КонтекстПолный провал российского робота-танкаPopular Mechanics19.06.2018«Черная дыра», которую опасается НАТОThe National Interest24.06.2018Американский линейный корабль против русского линейного крейсераThe National Interest16.08.2018Popular Mechanics: Новая российская винтовка, бесшумная и смертоноснаяPopular Mechanics31.08.2018«К-2 была верхом амбиций сталинского военно-морского флота, — подчеркнул Саттон. — Она объединяла в себе последние достижения в этой области с учетом опыта Второй мировой войны и самые современные ракеты. Только после захвата немецких технологий в конце Второй мировой войны Советы получили доступ к столь продвинутым ракетным технологиям».

А зачем было России строить подводные лодки для столь различных целей — для обстрела противника баллистическими и крылатыми ракетами и для участия в десантных операциях?

«Способность иметь на борту небольшие подлодки с танками свидетельствует о противоречивых требованиях Советов, — подчеркивает Саттон. — Такие варианты как транспортные субмарины и использование подводных лодок для проведения десантных операций серьезно рассматривались по обе стороны от Железного занавеса, однако сочетание десантных операций и запуска ракет в одной подводной лодке трудно объяснить».

Вот одно из возможных объяснений для такого рода многоцелевой подлодки: сам Сталин. Советский лидер, как и Адольф Гитлер, имел склонность вмешиваться в вопросы военного планирования, а его мания величия, возможно, побуждала его к реализации подобной идеи.

Возможно также, что руководство советского Военно-морского флота пыталось представить такие подводные лодки как своего рода чудо-оружие для получения финансирования. Чем более полезным является оружие для выполнения различных функций, тем больше вероятность того, что его могут посчитать более достойным для государственного финансирования.

Но какими бы ни были причины, подводная лодка К-2 так и не была построена. «Россия позднее начала строить отдельно подводные лодки для баллистических ракет и подводные лодки для крылатых ракет, — отметил Саттон в беседе с корреспондентом журнала „Попьюлар меканикс». — Что касается десантных подлодок, то они вообще не были построены».

Успехи Советов в строительстве подводных лодок были связаны с выбором более мудрого и постепенного пути, который привел к созданию в 1980-х годах таких монстров как подлодки класса «Тайфун» (Typhoon) и «Оскар» (Oscar), превосходившим уже в несколько раз по своим размерам К-2.

Источник: inosmi.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.