The Washington Post (США): прихожане, дайте поблажку «захожанам»

Рождество остается чудесным праздником, но сейчас оно наступает в то время, когда Соединенные Штаты переживают трудный для христианства момент.

Мы все еще видим рождественские елки, которые привязанными возят на крышах автомобилей; соседей, украшающих гирляндами свои дома; и детей, которые волнуются, как никогда. И церкви будут непривычно заполнены прихожанами. Этот последний момент является показательным: относительный упадок популярности исполнения религиозных обрядов привел к появлению так называемых «захожан» («Chreasters»), христиан, которые посещают службы только на Рождество (Christmas) и Пасху (Easter).

Постоянные прихожане могут относиться к «захожанам» с презрением. Вторые мешают первым находить свои места на скамьях и, в некотором смысле, ездят на спинах тех, кто поддерживает учреждения каждую неделю. Участие «захожан» в богослужениях в особые дни часто списывается на всего лишь порыв чувств, вдохновленный теплыми воспоминаниями детства или привязанностью к рождественской истории и связанными с ней песнями и церемониями.

Но эти становящиеся дважды в год прихожанами люди заслуживают нашего внимания и, я бы сказал, нашего уважения. Во-первых, они многому учат нас в том, что касается современных проблем христианства. И, во-вторых, посещения ими церкви раз в полгода также свидетельствует о непреходящей жажде духовного опыта.

Проблемы организованного христианства очевидны. Заметьте, что наиболее широко обсуждаемая и быстро растущая религиозная группа в стране — это, строго говоря, вовсе не религиозная группа. «Ноны» («nones») — это люди, которые говорят социологам, что формально не связаны с какой-либо религиозной традицией. Сейчас они составляют более четверти населения, и около 40% американцев в возрасте до 30 лет.

Религиозная разобщенность имеет много причин, включая веру среди прогрессивной молодежи в то, что христианство является фундаментально консервативной силой (особенно в вопросах ЛГБТК — прим. автора), и широко распространенное недоверие к организациям всех видов. Для тех из нас, кто является католиком, подозрительность по отношению к религиозным властям усугубляется скандалом из-за случаев надругательства над детьми, который, похоже, никогда не закончится. Несмотря на прозвучавший в пятницу призыв Папы Франциска к виновным священнослужителям сдаться гражданским властям, руководство церкви до сих пор не взяло на себя полную ответственность за свои промахи.

КонтекстХристиане XXI векаEl Mundo28.03.2016Норвежская церковь теряет христианAftenposten23.07.2016Западный мазохизм на фоне истерииLe Figaro10.02.2017Ученый Дэн Кокс (Dan Cox), который пишет книгу о «нонах», помимо прочего указывает на изменения в семейной жизни, распространенность разводов и рост числа религиозно смешанных семей, что нарушает свойственные организованной религии традиционные коммуникации.

Все это венчается набирающим популярность мнением о том, что вполне реально жить богатой духовной жизнью, не запутываясь в сложных и скомпрометированных структурах церквей и конфессий.

Наблюдения, которыми богослов Габриэль Ваханян (Gabriel Vahanian) несколько десятилетий назад поделился в своей авторитетной книге «Смерть Бога» (The Death of God), разъясняют более широкий контекст: «Христианство уже давно перестало сосуществовать с нашей культурой», — писал он, добавляя: «Наш век постхристианский и теологически, и культурно».

«Захожан», учитывая их слабую привязанность к религиозной традиции, можно было бы справедливо рассматривать как продукт этой трансформации. Но если они попросту отбросили все это, то почему продолжают снова и снова приходить в церковь?

Великий социолог-религиовед Питер Бергер (Peter Berger) предлагает ключ к разгадке в своей книге 1969 года «Молва об Ангелах» (A Rumor of Angels), которая рассказывает о стойкости веры перед лицом быстрой секуляризации. В поведении «кристеров» отражается упорное нежелание человека отказываться от трансцендентного. Как сказал на прошлой неделе христианский писатель Джозеф Боттум (Joseph Bottum) в последнем (к сожалению — прим. автора) номере «Уикли стандарт» (Weekly Standard), Рождество рисует «картину космоса, способного любить». Даже сомневающиеся и маловерные люди не станут отвергать, что это утверждение звучит очень многообещающе.

Теолог и бывший англиканский епископ Н.Т. Райт рассматривает «стремление к справедливости, поиск духовности, жажду отношений и наслаждение красотой» как человеческие устремления за пределами материального, которые можно рассматривать как «отзвуки голоса», указывающие на Бога.

Конечно, неверующие тоже почитают справедливость, отношения и красоту. Но мне кажется, что «захожане» приходят в церковь два раза в год, потому что какая-то их часть сопротивляется обществу, определяемому исключительно личным интересом и расчетом, то есть видимым, измеримым и материальным. Они чувствуют указание на то, что мир, как говорит нам Никейский символ веры, состоит из «видимого и невидимого».

Я, возможно, рискую впасть в грех, распространенный среди тех, кто пишет колонки, из-за того, что переоцениваю «захожан». Возможно, большинство из них приходят в церковь в основном из-за музыки и воспоминаний. Но завсегдатаям богослужений не мешало бы дать им поблажку. Часто читаемое на рождественских службах Евангелие от Иоанна говорит нам, что «свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Стремясь к этому свету и празднуя его появление, мы должны проявлять солидарность.

Источник: inosmi.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.