Военная евроинтеграция: как Украина выполняет свои оборонные обязательства по соглашению с ЕС (Євпропейська правда, Украина)

На протяжении последних лет Украина сталкивается с мощными вызовами в сфере безопасности, связанными с агрессией со стороны Российской Федерации. Учитывая разницу между военными потенциалами Украины и России, существенным является активное внешнее сотрудничество между Киевом и дружественными государствами в сфере безопасности. Такое сотрудничество является одним из обязательств, которые Украина взяла на себя в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС.

К примеру, речь идет о борьбе с организованной преступностью, нелегальной торговлей оружием, киберугрозами, терроризмом, а также об участии в процедуре общей политики ЕС в области безопасности и обороны и непосредственном участии в военных подразделениях ЕС, усилении учебных инициатив и общей внешней политики, политики безопасности и тому подобному.

Сближение с ЕС

Утвержденный постановлением кабинета министров план мероприятий по выполнению соглашения об ассоциации содержит некоторые вопросы, касающиеся сферы безопасности.

В то же время этот план не охватывает такие проблемы, как способность отвечать на региональные химические, биологические, радиобиологические и ядерные инциденты, усиление учебных инициатив и общей политики внешней безопасности, обеспечение законодательной базы для участия в процедуре общей политики ЕС в области безопасности и обороны ЕС, киберпреступность, обеспечение региональной стабильности, мало внимания уделено вопросу торговли оружием.

В вопросе борьбы с терроризмом речь идет лишь о предотвращении финансирования террористической деятельности; иные меры антитеррористического характера планом не предусмотрены.

Украинская стратегия национальной безопасности основывается на таких фундаментальных ценностях, как признание международного права и прав человека, аналогичных указанным в стратегии безопасности ЕС.

В 2018 году был принят закон «О национальной безопасности Украины», подготовленный при участии западных экспертов. Проводятся реформы государственной службы и децентрализация, являющиеся важной частью внедрения практики надлежащего управления в Украине.

Украина совершила значительные шаги к целям, предусмотренным планом мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации, в сфере миграции и управления границами, наиболее известным из которых стал переход на биометрические загранпаспорта. На постоянной основе проводится совместный анализ рисков и обмен информацией с пограничными службами соседних государств-членов ЕС.

Определенные прогрессивные шаги также можно отметить в сфере борьбы с преступностью (в частности, внесены изменения в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы для предотвращения домашнего насилия) и управления рисками чрезвычайных ситуаций. Эксперты консультативной миссии ЕС принимали участие в масштабной реформе национальной полиции.

Наконец, украинскими киберактивистами были обнаружены критические уязвимости в системах защиты данных государственных структур, что является серьезной опасностью с учетом кибератак, которые в течение последних лет проводились российскими хакерами в отношении инфраструктурных объектов Украины.

Военное сотрудничество

Важной частью евро интеграционного курса Украины является сотрудничество в рамках Европейской политики безопасности и обороны и военное двустороннее сотрудничество со странами-членами ЕС.

Регулярные контакты между руководством минобороны Украины и военными структурами ЕС начались с 2005 года. Однако с началом военной агрессии РФ против Украины это сотрудничество приобрело принципиально иное значение.

Привлечение сил и средств ВСУ к реализации концепции боевых тактических групп ЕС, с политической точки зрения, является подтверждением намерений Украины к совместным действиям по урегулированию кризисов.

В военном измерении это предоставляет возможность внедрения в национальную практику положительного опыта для развития способностей ВСУ. Такие способности являются важными для выполнения задач в международных миротворческих операциях и операциях по урегулированию кризисных ситуаций, а также будет способствовать защите территории Украины собственными силами.

КонтекстDepo: рискнет ли Порошенко пойти в «керченский прорыв»Depo.ua12.03.2019ЕП: почему украинцев не пускают в ЕСЄвпропейська правда04.03.2019Главред: почему Украина опоздала на «праздник жизни»Главред23.02.2019Обозреватель: новые санкции — удар по ПутинуОбозреватель19.02.2019С 2010 года представители ВСУ принимали участие в четырех боевых тактических группах (БТГ) ЕС. В 2018 году произошли изменения в Концепции БТГ ЕС; предусматривается их роль как главного инструмента реагирования на внезапные кризисы. В октябре 2013 года парламент Украины одобрил отправку национального контингента для участия Украины в операции НАТО по противодействию пиратству на море «Океанский щит» и в операции Европейского союза «Аталанта». Украинским контингентом, состоявшим из экипажа фрегата «Гетман Сагайдачный», досмотровой команды и вертолетного отряда, было проведено четыре патрулирования в районе Аденского залива. Во время операции корабль 30 суток провел в море непосредственно на патрулировании в районах, где существовал риск пиратских нападений. Ежедневно через эти районы проходило около 50 гражданских судов. Были осмотрены судна, которые вызвали подозрение в пиратской деятельности; экипажем вертолета Ка-27 выполнено около 50 разведывательных полетов. Украинские военные остановили две скоростные лодки, которые не отвечали на запросы корабля и продолжали движение. Вертолетный отряд также обеспечил перелеты личного состава между кораблями на море.

С началом агрессии РФ против Украины и аннексии Крыма участие подразделений ВСУ в многонациональных операциях под руководством ЕС по урегулированию кризисов было временно приостановлено. Вместе с тем министерство обороны прорабатывает вопрос относительно дальнейшего участия украинских военных в миссиях и операциях ЕС.

Продолжается военное сотрудничество в рамках образовательных программ. Прорабатывается вопрос привлечения Минобороны к программе Постоянного структурированного сотрудничества в сфере безопасности и обороны (PESCO).

На Мюнхенской конференции 2019 года кандидат на должность председателя Еврокомиссии Мартин Вебер поднял вопрос создания европейской системы противоракетной обороны с привлечением Украины.

ЕС действительно заинтересован в продукции ракетостроительной отрасли Украины.

Однако существуют значительные политические риски такого проекта, связанные с возможным нежеланием некоторых стран-членов ЕС принимать решения, которые бы противоречили интересами безопасности РФ. Поэтому существует риск, что Украина может потратить ресурсы на этот проект и одновременно не усилит свою собственную безопасность.

Для Украины более перспективным выглядит присоединении к системе ПРО США в Европе.

Военно-техническое сотрудничество

Развитие военно-технического сотрудничества (ВТС) с ЕС дает Украине доступ к лучшим научно-техническим разработкам в сфере вооружения для обеспечения интересов национальной обороны. Также оно предоставляет доступ изделиям национальной оборонной промышленности к европейскому рынку.

С 2005 года, после изменения внешней политики Украины в направлении интеграции в ЕС и НАТО, наблюдалось постепенное военно-политическое сближение между Украиной и ЕС и, соответственно, заметна активизация в создании совместных проектов в сфере ВТС. Впервые на экспертном и промышленном уровнях зашла речь о конкретных механизмах взаимодействия с Европейским оборонным агентством.

В международных конференциях на Украине начали принимать участие представители известных европейских оборонных компаний. Состоялись и первые поставки завершенных украинских продуктов.

Несмотря на это, прежняя значительная зависимость Украины от кооперации с Россией тянула за собой значительные риски, которые для стран ЕС и НАТО были неприемлемыми. Также у европейских партнеров возникала неуверенность относительно надежности договоренностей с Украиной из-за периодических резких изменений внешнеполитической ориентации и распространенности коррупционных схем.

Кроме этого, структура собственности, когда основные компании-производители вооружений Украины на 90% были в управлении и собственности государства; устаревшее украинское законодательство и недостаточно четкая конкретность прав на интеллектуальную собственность в Украине; а главное, отсутствие достаточного финансирования — все это на тот момент не позволяло говорить о широких перспективах для развития ВТС.

Во время правления Виктора Януковича указанные ограничения в сфере военно-технического сотрудничества лишь усилились. Зато в марте 2014 года новым правительством Украины было принято решение о полном прекращении ВТС с Россией как страной-агрессором. Как следствие, для обеспечения своих оборонных потребностей Украина акцентировала внимание на потенциал ВТС с Западом. Украина отказалась от внеблокового статуса и законодательно определило намерение вступить в ЕС и НАТО.

В 2015 году было подписано рамочное Административное соглашение между Минобороны и Европейским оборонным агентством. Это позволило создать юридические основы для практического сотрудничества со странами-членами ЕС, а также для регулярного участия представителей Украины в программах и проектах Агентства.

Украина также увеличила расходы на оборону и, соответственно, на разработку и закупку вооружений.

В тоже время получить нужные образцы вооружений не всегда удавалось по политическим причинам.

Россия применяла все доступные рычаги — угрозы, шантаж, подкуп — чтобы не допустить укрепления украинских вооруженных сил. Проявлений такой практики «необъявленных ограничений» для Украины было достаточно, в том числе и со стороны стран ЕС.

Другой вызов — реальная экономическая привлекательность украинской «оборонки».

Упрощение экспорта и импорта товаров военного назначения дали старт реальной либерализации внешнеэкономической деятельности для предприятий всех форм собственности, в том числе в сфере ВТС. Насущные потребности и появление средств уже сегодня дают возможность осуществлять первые масштабные проекты с ЕС.

В начале 2019 года Украина и Евросоюз вышли на новый качественный уровень ВТС, когда начались не только поставки отдельных узлов или мелких вооружений, но и закупки базовых платформ вооружений.

Что дальше?

Для дальнейшего эффективного безопасного сотрудничества с ЕС мы рекомендуем:

    обратить внимание на угрозы кибератак и терроризма;
    в соответствии с требованиями международных партнеров, предоставить Национальному антикоррупционному бюро Украины право на самостоятельное прослушивание и ускорить работу по созданию Антикоррупционного суда;
    учитывая перевод Евросоюзом финансирование военных тактических групп на механизм, предусматривающий содержание национального контингента за счет самих государств, необходимо планировать смету Министерства обороны Украины на кратко — и среднесрочную перспективу с учетом конкретного «минимально необходимого» количества военнослужащих, планируемых задействовать в операциях в рамках ЕС;
    провести работу по изучению возможностей и необходимости привлечения Украины к новому формату сотрудничества государств-членов ЕС — European Intervention Initiative (EI2);
    работать над заключением соглашений о двустороннем военном сотрудничестве со всеми странами-членами ЕС и усилением действующих соглашений;
    гармонизировать законодательство в сфере военно-технического сотрудничества с ЕС;
    в дальнейшем увеличивать финансирование затрат на производство и закупку вооружений;
    реформировать судебную систему, вести борьбу с коррупцией в сфере «оборонки»;
    принять законопроект «О военно-техническом сотрудничестве», в частности для создания благоприятных условий для иностранных инвестиций в производство вооружения в Украине.

 

Источник: inosmi.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.